Разновидности бетонных и железобетонных плит

Развитие транспортной инфраструктуры, рост грузовых и пассажирских перевозок способствует расширению строительства и ремонта автомагистралей. С этой целью все чаще используют дорожные плиты из бетона, значительно ускоряющие темпы работ по укладке полотна.

ЖБИ изделия для строительства дорог

Оглавление:

  1. Технические параметры ЖБИ
  2. Классификация и маркировка
  3. Расценки

Описание, сфера применения и характеристики

Плиты представляют собой конструкции, изготовленные по специальной технологии, в основе которой лежит бетонирование. Смесь для производства стандартных изделий согласно ГОСТ 21924 состоит из цемента не ниже М300 и песка с добавлением гранитного или известнякового щебня (фракция не более 20 мм), а иногда – пластифицирующих добавок. В результате получается тяжелый высокопрочный морозостойкий бетон, относящийся к классу В22,5-В25.

На определенном технологическом этапе раствор армируется с помощью металлических прутьев. Арматура может быть ненапряженной (ее просто располагают в форме) или напряженной. Во втором случае ее специально растягивают домкратами или нагревают электрическим током для расширения. После снятия загрузки стержни сжимаются, а бетон пытается их растянуть – он изначально приобретает небольшое напряжение, позволяющее ему выдерживать большие поперечные нагрузки на изгиб.

Готовые плиты приобретают характеристики:

  • стойкость к воздействию атмосферных осадков;
  • выносливость по отношению к низким температурам – выдерживают морозы ниже -40°C;
  • прочность – способность воспринимать вес от 10 до 30 т на 1 кв. метр (это зависит от марки);
  • неподверженность механическим повреждениям;
  • длительный срок эксплуатации.

Большие линейные размеры и усиленные физико-механические характеристики обеспечивают широкое применение железобетонных плит для возведения постоянных и временных дорог (для подъезда грузового транспорта к стройке). ЖБИ используют для решения самых разных задач:

  • строительства внутригородских дорог;
  • благоустройства путей сообщения между населенными пунктами в отдаленных северных районах;
  • ремонта изношенного дорожного покрытия;
  • сооружения трамвайных путей;
  • создания прочного основания для проезда по карьерам;
  • возведения автотрасс;
  • изготовления покрытия скверов и площадей.

Схема укладки ЖБИ

Виды, маркировка железобетонных плит

Различают по назначению, форме, шероховатости, грузоподъемности. Они имеют разные размеры, регламентируемые вышеназванным стандартом.

Основная классификация составлена с учетом технологических особенностей. Маркировка может начинаться с цифры «1» (дорожные плиты для постоянного использования) или «2» – для временных подъездных дорог.

  1. 1П. Сюда относятся неармированные для укладки дорожных полотен.
  2. 2П и ПД. Без арматуры, используемые для формирования пешеходных зон, тротуаров либо дорог временного назначения. Не могут применяться в северных климатических условиях или при повышенных транспортных нагрузках.
  3. ПДП. Универсальные и самые распространенные ЖБИ с ненапряженной арматурой, которые обычно подбирают для постоянных путей со средней транспортной нагрузкой. Служат также для изготовления временных подъездов с последующим демонтажом и повторной укладкой.
  4. ПДН. Плиты с предварительно напряженной арматурой, применение которых допустимо в сложных эксплуатационных условиях: на крайнем Севере (при температуре -55°C), при весовых нагрузках до 50 кН.
  5. ПАГ. Высокопрочные весом 4-5 т, из которых монтируют взлетные полосы аэродромов и покрытие дорог с возможностью перемещения крупногабаритных автомобилей, тяжелой гусеничной техники.

Характеристики плит

По форме бывают следующими (маркировка приведена согласно стандарту):

  • П – прямоугольные, самые распространенные;
  • ПБ и ПББ – прямоугольные с одним или двумя совмещенными бортами;
  • ПТ – в виде трапеции;
  • ПШ – шестиугольные;
  • ПШД, ПШП, ДПШ, ППШ – различные вариации шестиугольных изделий.

Плиты для укладки дорог снабжают монтажными петлями, которые не должны возвышаться над рабочей плоскостью. Также производят модели для беспетлевой сборки: с пазами (типа П или ПТ) либо с отверстиями, предназначенными для цангового захвата.

В стандарте указаны размеры. Интервалы габаритов прямоугольных изделий таковы:

  • длина – 1,75-6,00 м;
  • ширина – 1,5-3,5;
  • толщина – 0,14-0,2.

Поперечные профили временных дорог

Наименование Размеры, мм Вес, кг Марка бетона Арматура
1П (дорожная) 3000х1750х170 2200 В15, В30 Из стали кл. АIII
ПДН (дорожная, напряженная) 6000х2000х1400 4200 В25 Двухрядная, из стали кл. АтV Ж 12
ПАГ (аэродромная) 6000х2000х1400 (1800; 2000) 4200 (5400; 6000) В30 Из стали АтV;

А-V; Ат-ІV; А- ІV; Ат-ІVС

Условное обозначение содержит всю необходимую информацию. Чтобы купить подходящие изделия, следует знать их проектные параметры (размеры, назначение, грузоподъемность) и разобраться с принципами кодирования. Для примера проанализируем маркировку ПДН Ат-V 6000х2000х1400:

  • прописная литера П – прямоугольная форма;
  • ДН – дорожная плита с напрягаемой арматурой;
  • Ат-V – стержневая круглая арматура из термически или термомеханически упрочненной стали периодического профиля;
  • 6000х2000х1400 – линейные размеры в мм (длина, ширина, толщина).

Укладка плит

Стоимость

Цена плит, соответствующих техническим требованиям ГОСТа, довольно высока. Она определяется стоимостью составных компонентов товарного бетона, примененных модификаторов, дорогостоящей стали. При выборе производителя следует учесть: крупные компании, давно работающие на рынке, обычно продают качественную продукцию, подвергаемую тщательному лабораторному контролю. Мелкие малоизвестные фирмы не всегда соблюдают технологию, экономят на материалах, не имеют возможности надлежащим образом проверить готовый продукт.

Для временных и ненагруженных постоянных путей можно приобрести плиты б/у тех же размеров, что и новые. При их покупке уточняют сорт:

  • первый – имеют хорошую геометрию, лежали под строительными вагончиками, на парковочных площадках;
  • второй – не раз уже использовались, находились на дорогах с большой нагрузкой, значительно изношены, имеют сколы и трещины.

Если сравнивать стоимость нового качественного товара, то она возрастает с увеличением марки бетона, грузоподъемности и габаритов, проведения и способа армирования. Средние розничные цены на самые ходовые дорожные плиты приведены в таблице.

Маркировка Поставщик Цена, рубли
1П 3000х1750х170 Ржев ЖБИ 10500
2П 3000х1750х170 Ржев ЖБИ 8900
ПДН 6000х2000х140 Орша КСКиД ЖБИ 20300
ПАГ 186000х2000х180 Подольск склад 252850

Автор:
Валентин Токарев
Share