Руководство по возведению опалубки для лестницы из бетона

Крыльцо или маршевая лестница из бетона — надежная, крепкая, влагостойкая и долговечная система. Здесь нет границ для фантазии дизайнера, возможно использование различных форм и вариантов отделки. Поэтому они столь популярны и нередко изготавливаются своими руками. Самый сложный этап создания ступеней — монтаж опалубки.

Бетонные лестницы

Оглавление:

  1. Устройство конструкции
  2. Опалубка для крыльца
  3. Строительство маршевой лестницы
  4. Полезные рекомендации

Описание

Важно правильно подобрать материалы, спроектировать форму, рассчитать угол уклона и надежно скрепить изделия между собой, чтобы они не деформировались во время заливки. Бетонные лестницы имеют большой вес, в связи с этим для них нужна прочная опора. Внутренние конструкции этого вида чаще всего не подходят для деревянных и каркасных домов.

Из чего изготавливается опалубка?

После сушки наружная часть демонтируется, лишь некоторые элементы остаются в толще бетона. Основная задача — обозначить форму, удержать раствор и обеспечить равномерную сушку. Для изготовления потребуются прочные влагостойкие изделия, не подверженные деформации и способные выдержать большой вес.

Важная часть — армирующий каркас из сваренных или связанных проволокой металлических прутьев, он упрочняет систему и повышает несущую способность.

Выбор материалов для опалубки ступенек зависит от формы лестницы и ее размера. Чаще всего подбирают обрезные доски толщиной от 30 мм. С их помощью делают простые прямоугольные конструкции с прямыми ступенями и боковинами. Для неправильных линий подойдут листы металла, пластика или вымоченная в воде, а затем высушенная на шаблоне фанера. Для монтажа палубы (основания) потребуется OSB не тоньше 15 мм — эта часть несет наибольшую нагрузку. Для скрепления элементов между собой применяют бруски 100х100 или 100х50.

Армировку маршевых лестниц выполняют из ребристых прутьев диаметром 12 мм, для крыльца допустимо использовать меньший размер или металлическую сетку. Также понадобятся крепежи: саморезы для деревянных частей и нагели по бетону для фиксации каркаса на стене или полу.

Разновидности лестниц

Для выполнения работы своими руками нужны инструменты:

  • шуруповерт;
  • дисковая пила или другой инструмент для резки древесины;
  • лобзик;
  • строительный уровень;
  • правило;
  • сварочный аппарат (для сборки армирующих прутьев).

Также может потребоваться пленка, рубероид или гидрофобные составы типа лака, машинного масла или краски для герметизации элементов. Такая защита позволяет легко отделить каркас от бетона после сушки и не вытягивать влагу из свежего раствора.

Технология сборки опалубки для крыльца

Чаще всего эта конструкция заполняется песком и бетоном до основания. На ней немного ступеней: от 2 до 10, в зависимости от высоты расположения входной группы.

Угол наклона лестницы

Строгих ограничений по размерам нет, разработаны только рекомендованные:

  • уклон — от 24 до 33 градусов (чем меньше, тем безопаснее, но слишком пологая неудобна и занимает много места);
  • ширина ступеньки — 26-30 см;
  • высота — от 15 до 20 см.

Начинать монтаж следует с замеров и разработки схемы расположения ступенек. Опираться нужно на высоту будущего крыльца и свободное пространство у входной группы. Необходимо подготовить площадку соответствующего размера. Сначала выкапывают неглубокий котлован, заглубление в почву хорошо влияет на устойчивость и прочность во время сезонного движения грунта. На дно укладывают слой щебня 10 см, затем 10 см песка, проливают водой и утрамбовывают.

Схема армирования лестницы

Сборка каркаса

Для изготовления опалубки для крыльца подойдут доски или толстая фанера, OSB, начинают со сборки боковин. В зависимости от выбранного материала технология будет отличаться:

  1. Доски, шириной равные высоте ступеньки. Первая — самая длинная, вторая — короче на ширину одной ступени и так далее. Их следует скрепить между собой поперек брусками, при этом брус должен быть обращен на наружную сторону опалубки, так же как и острые концы саморезов.
  2. Листы. Перенести с шаблона рисунок ступенек на поверхность плиты OSB или фанеры и вырезать лобзиком.

Для отдельностоящей лестницы нужно две боковины, для примыкающей к стене — одна. Иногда они вообще не требуются, например, при бетонировании крыльца между глухими ограждениями.

Боковины закрепляются на месте будущего крыльца при помощи распорок или вбитых в землю металлических кольев. По возможности фиксируются на стене. Надежно прикрепить основу очень важно, так как хлипкая конструкция развалится под давлением смеси.

Далее устанавливаются поперечные доски, высотой равные подступеннику, фиксируются саморезами на горизонтальных торцах боковин. Для усиления каркаса под широкую лестницу по центру досок прибивают один поперечный брус. Готовую опалубку следует обработать изнутри или проклеить пленкой, чтобы избежать потери влаги из бетона и самой смеси через щели.

Сборка лестницы

Для крыльца с 2 и 3 скатами вместо боковин делают короба, каждый из которых с 2 и 3 сторон меньше предыдущего на ширину одной ступени. Установка опалубки и заливка ступеней лестницы такого вида осуществляется поэтапно: в котлован монтируют самый крупный короб, армируют, заливают цементно-песчаной смесью, после подсыхания раствора ставят второй и далее по аналогичной схеме.

Крыльцо будет недостаточно прочным без металлической армировки. Ее отсутствие влечет появление трещин и механических повреждений. Прутья должны связывать между собой ступеньки. Основные вбиваются в землю или устанавливаются на специальные фиксаторы для арматуры, поперечные привариваются либо крепятся гибкой проволокой. Подойдет и сетка, из нее нужно сварить каркас в форме ступеней. Далее крыльцо из бетона заливают раствором, разравнивая правилом наружную часть смеси.

Руководство по сборке опалубки для монолитной маршевой лестницы

Отличие в том, что ее нижняя часть «висит в воздухе», поэтому монтаж выполняется по другой технологии. По этой же причине больше внимания следует уделить армированию, так как безопасность и прочность выходят на первый план.

Расчет ступеней

Чаще всего ее располагают внутри помещений, необходимо подготовить надежные опоры в основании и на вершине, лучше сделать стяжку. Нередко пространство для размещения конструкции ограничено, поэтому допустим уклон чуть больше, чем для крыльца, но важно, чтобы он был достаточно безопасным для всех жителей дома. Или же залить два марша с промежуточной площадкой.

Сборка опалубки для одномаршевой лестницы

Самая важная часть — дно или палуба, она несет основную нагрузку. Ее делают из плиты OSB толщиной не менее 15 мм и устанавливают на вертикальные несущие брусья, прикрепленные к полу и стене и связанные между собой досками.

Палубу можно выполнить и по другой технологии: установить длинные брусья 100х100 мм под углом от нижнего этажа к верхнему, сделать обрешетку из досок и сверху уложить плиту. Лучше всего поставить больше дополнительных подпорок, так как вес цементного раствора внушительный. Боковины удобнее вырезать по шаблону из листов, готовую конструкцию герметизируют.

Схема бетонного крыльца

Армирование бетонных ступеней

Чтобы тонкие ступеньки были прочными и безопасными, внутри каркаса монтируют прутья. На этом материале лучше не экономить, а выбрать изделия крупного диаметра и не заменять их сеткой. Наиболее надежный способ их крепления — сварка. Чем длиннее элементы, тем крепче будет лестница. Направляющие горизонтальные прутья устанавливают в отверстия в боковинах с шагом 20 см. На таком же расстоянии крепят вертикальную армировку.

Ступеньки выполняются по той же инструкции, что и для крыльца. Отрезают от доски часть, равную ширине лестницы, и крепят к вертикальным торцам боковин. При необходимости укрепляют брусками по центру, связывая все поперечные части. Далее бетонные ступени заливают раствором и оставляют твердеть. Снимают каркас только при достижении расчетной прочности не менее 70 %.

Рекомендации по сборке опалубки своими силами

Чтобы ступеньки получились качественными и с первого раза, при работе применяют руководство от профессионалов:

  • Инструкция предусматривает разработку чертежа. Пренебрегать этим этапом нельзя, так как ровные ступени на глаз сделать невозможно и велика вероятность, что первая или последняя площадка окажется больше или меньше остальных.
  • Чем больше опор и укрепляющих брусьев, тем лучше. Для широких конструкций стоит использовать вертикальные и горизонтальные связующие элементы. Это избавит от деформации.
  • Следует тщательно проработать размеры ступеней и уклон. Должно быть удобно подниматься и спускаться обычным шагом.
  • Не стоит ускорять процесс сушки: чем дольше бетон будет влажным, тем прочнее окажется в эксплуатации. Искусственное воздействие теплом чревато растрескиванием.
  • Для соединения элементов опалубки между собой нельзя применять гвозди, так как во время их извлечения при демонтаже есть риск повредить неокрепший раствор. Лучше отдать предпочтение саморезам.
  • Если монтируются доски, их внутреннюю поверхность стоит отшлифовать, чтобы бетон получился гладким без зазубрин и рисунка древесных волокон.
  • Опалубку, обработанную гидрофобными пропитками можно использовать многократно, а для ее сборки допустимо брать материалы, непригодные по внешним характеристикам для строительства. Это позволит немного сэкономить без ущерба качеству.

Монтаж — самый длительный и сложный этап строительства крыльца или лестницы. От него во многом зависит качество и внешний вид будущей конструкции. При отсутствии навыков или в затруднительных вопросах можно воспользоваться помощью профессионалов, например, для проектирования эскиза или расчета угла уклона, а основную работу выполнить своими руками.

Автор:
Валентин Токарев
Share