• 29.03.2024 18:08

    CemGid.ru - бетон, цемент, фундамент, армирование, арматура

    CemGid.ru - ваш проводник в категориях бетон, цемент, фундамент, армирование, арматура, пескобетон, кирпич, строительство

    Самостоятельный монтаж брусчатки английский булыжник

    Английский булыжник — тротуарная плитка, которая понравится любителям старой доброй Англии. Лаконичный и неброский рисунок придаст завершенность дизайну участка и подчеркнет стиль дома. Брусчатка прекрасно подойдет для обустройства садовых дорожек, площадок, фонтанов.

    Мощение дорожек в английском стиле своими силами

    Оглавление:

    1. Что представляет собой?
    2. Схемы монтажа
    3. Этап подготовки
    4. Технология облицовки по шагам
    5. Применение бетонной основы, видео уроки

    Первое знакомство

    Он довольно быстро завоевал популярность, потому что обладает безупречной наружностью и устойчивостью к механическим нагрузкам. Изделиям не страшен мороз, жара и влага. Рельефный верхний слой, который в точности имитирует натуральный камень, обеспечивает покрытию антискользящий эффект. Брусчатку изготавливают в промышленных условиях методом вибропрессования или вибролитья. В состав входят: цементная смесь, пластификаторы, фиброволокна и цветные пигменты.

    Заливку проводят в специальные пластиковые формы, где выдерживают 24-48 часов для придания максимальной прочности. При извлечении запрещено наносить удары по тыльной стороне кирпичиков во избежание механических повреждений. Длина и ширина одного элемента стандартны: 250х120 мм. Иногда требуются специфические размеры, в таком случае необходимо приобрести стандартные изделия и разрезать болгаркой с алмазным диском.

    Толщина тротуарного покрытия подбирается в зависимости от функциональности:

    • 55 мм используется для пешеходной зоны;
    • 60-70 подойдет для автомобильной парковки.

    Цена зависит не только от размера, но и от наличия цветового пигмента. Если серую плитку можно купить по цене 400 руб/м2, то цветная обойдется в 550-650.

    Варианты монтажа брусчатки

    Схема укладки

    Брусчатка английский булыжник позволяет делать цветные узоры в различных вариациях:

    1. продольно: кирпичики размещают длинной стороной (250 мм) вдоль линии дорожки;
    2. диагонально: ряды располагаются под углом 45-60 градусов относительно территории мощения, элементы нуждаются в подрезке в местах соприкосновения с бордюром;
    3. шахматная доска: камни, сложенные попарно, чередуются вдоль и поперек;
    4. елочка: короткий край примыкает к длинному соседнего элемента;
    5. колодец: половина стандартного размера обкладывается целыми изделиями по периметру.

    Отзывы на форумах утверждают, что самыми сложными в исполнении являются диагональная вариация и «колодец». Но именно такие варианты помогают скрыть изъяны ландшафта.

    Схема монтажа плитки

    Подготовительные работы

    Укладка английского булыжника — процесс трудоемкий, потому что размер плитки относительно небольшой. Главное — точно соблюдать технологию мощения и купить качественные материалы.

    Необходимые инструменты:

    • резиновый молоток;
    • мастерок;
    • колышки;
    • шпагат;
    • строительный уровень;
    • грабли садовые;
    • метла;
    • поливочный шланг;
    • швеллер;
    • виброплита.

    Подготовку участка начинают с установки ограничительных колышков. По ним натягивают шпагат на высоте, где планируется верхняя граница кладки.

    Схема укладки булыжников

    Необходимо проверить высоту свободной зоны от шпагата до грунта. Она должна составлять не менее 30 см. Если пространство меньше, то лишнюю почву снимают с помощью лопаты и вывозят за пределы строительной площадки. Сыпучие грунты (песок и легкий суглинок) предварительно уплотняют и размещают геотекстиль для предотвращения смешивания щебня с почвой.

    Создание основания для укладки

    Технология изготовления первого несущего слоя требует тщательной подборки строительных материалов. Главными критериями являются морозоустойчивость и хорошее пропускание влаги. Отлично подойдут мелкий гравий или щебень. Толщина несущего слоя — от 10 до 15 см в зависимости от функционального использования площадки для мощения.

    Специалисты рекомендуют засыпать гравий с запасом 10-15% в расчете на прессование, которое проводят с помощью ручной трамбовки в 10 проходов по одному следу. После первого слоя щебня вдоль натянутого сигнального шпагата устанавливают бордюры. Верхний край окантовки должен быть ниже поверхности тротуарной плитки на 2-3 см, чтобы вода быстро стекала, а не застаивалась.

    Подстилающий слой изготавливают из песка (мелкого гравия) толщиной 3-7 см. Нельзя превышать регламентированную норму, потому что в будущем возможна деформация. Если предполагается, что тротуар будет испытывать повышенную нагрузку, то в подстилающий слой подмешивают цемент или гашеную известь. Запас на утрамбовку составляет 15 %. Брусчатку, которая будет находиться в защищенном от погодных условий месте (помещение или навес), размещают на цементно-песчаный раствор. Сверху засыпают еще один слой песка толщиной 1 см. Его не утрамбовывают, а выравнивают с помощью швеллера. Песчаный пласт должен превышать запланированный уровень укладки булыжника на 5 мм.

    Фото облицовки дорожек

    Во время подготовки проектной документации нужно проанализировать метод обустройства дренажной системы. Возможны два варианта:

    • внешний отвод атмосферных осадков;
    • глубинный дренаж.

    Кладка английского булыжника

    Мощение тротуарной плитки начинается с выбора схемы, а также расчета необходимого количества элементов. Монтируют на подготовленный песчаный слой в направлении «от себя». Во время работы важно следить, чтобы облицовка плотно примыкала к основе, а не ходила ходуном.

    Один из секретов мастеров — это размещение английского булыжника одновременно из разных паллет. Таким образом выдерживается одинаковая цветовая гамма по всей поверхности. Кирпичики укладывают с зазором около 5 мм. Швы предотвращают деформацию при перепадах температур и механических воздействиях. Если брусчатка легла криво, то под нее подсыпают мастерком немного песка и аккуратно выравнивают. Элементы, которые возвышаются над общей плоскостью, выравнивают резиновым молотком.

    Прямолинейность рядов контролируют с помощью разметочного шнура. Подрезку проводят болгаркой с алмазным диском. В конце работы придавливают виброплитой, чтобы выровнять поверхность по уровню шпагата. Если ее нет в наличии, то можно уложить сверху широкую доску. Использовать асфальтоукладчики и виброкатки запрещено, потому что происходит слишком сильная усадка.

    Мощение тротуаров

    Оформление швов

    Заключительный этап работы — заполнение межплиточных зазоров. В качестве наполнителя используют:

    • песчано-цементную смесь (в соотношении 6:1);
    • белый речной песок.

    Первый вариант формирует монолитную поверхность, которая слабо пропускает воду. Еще одним преимуществом является то, что в таких швах не пробивается трава и мох. Но если выезжать на нее тяжелым транспортом в мороз, то плитка может потрескаться.

    Песчаные швы отлично выдерживают значительные нагрузки и сохраняют покрытие в целости, но беспрепятственно пропускают осадки. Поэтому при засыпании швов песком необходимо выполнить дренажную систему на высшем уровне. Заполнение швов проводят с помощью домашнего веника. Смесь рассыпают по плоскости, а затем аккуратно заметают внутрь зазоров. После этого остатки сметают.

    Брусчатка на бетоне

    Укладка на цементную основу

    Такая технология используется в строительстве нечасто, потому что требует тщательного обустройства дренажной системы. При обычном способе размещения на грунт вода беспрепятственно уходит в землю, не причиняя вреда тротуарному покрытию. Но бетон не пропускает влагу, поэтому она накапливается в межплиточных зазорах и расширяется, как только грянут морозы. Соответственно, поверхность из булыжника вспучивается и трескается. Поэтому при использовании бетонного основания водоотведение продумывают с особой тщательностью. Например, устраивают ливневки и влагоприемники, монтируют облицовку с наклоном.

    Бетонную площадку под брусчатку применяют в случаях, когда на ней планируется скопление большого количества транспорта либо проезд тяжелой техники. Монолитная плита при нагрузке не даст усадки, поэтому кладка не пострадает, на ней не появятся трещины и провалы.

    Основу заливают бетонным раствором из цемента М150-200, предварительно проведя армирование. На большой площади проделывают температурные швы через каждые три метра. Самый простой способ создания швов — это вдавливание ребра доски в бетон на глубину полсантиметра. После полного застывания доску вынимают, а канавку заполняют специальным наполнителем.

    Важным этапом является формирование песчано-цементной подушки под бетонную основу. Готовую смесь засыпают слоем 10 см и тщательно утрамбовывают с помощью виброплиты. В результате получают идеально ровную поверхность, на которую можно будет заливать бетон. Плитка укладывается с зазорами в 5 мм, как при способе монтажа на грунт.