Схема самостоятельной вязки арматурных прутьев

Вязка десятки лет была единственным способом соединения стержней. Даже с появлением электродуговой сварки этот метод не ушел в небытие. В наше время более половины всех арматурных каркасов непосредственно на строительной площадке выполняют таким методом. Что касается мостостроения, уникальных большепролетных конструкций, эта цифра доходит и до 90 %.

Как связать прутья

Оглавление:

  1. Зачем вяжут арматуру?
  2. Что понадобится для работы?
  3. Технология по шагам
  4. Создание пространственного каркаса

Необходимость вязки

Какие бы усилия и как не действовали, они создают напряжения: сжимающие и растягивающие. Нагрузка на изгиб или скручивание также даст лишь сочетание этих двух. Проиллюстрировать это несложно: возьмем пачку бумаги и станем ее сгибать, ее слои начнут сдвигаться друг относительно друга. А если, препятствуя этому, края сильно сжать, то нижние листы станут рваться, а верхние — сминаться. Похожая картина будет и если мы приложим скручивающие усилия.

Причем если на первый взгляд кажется, что конструкция испытывает только сжатие, достаточно внимательно изучить ее работу. Скорее всего, обнаружится, что растянутых зон в ней хватает.

Пусть у нас есть балка из бетона класса В15. Прочность на сжатие — 250 кг/см2, а вот растяжение он выдержит почти в двенадцать раз меньше. Такое свойство имеют практически все каменные материалы. Но любая система сохраняет цельность, пока держится самая слабая ее часть. И когда усилие разрыва в сечении достигнет всего 18 кг/см2, наша балка сломается.

Как установить арматуру?

Все прутья нужно соединить между собой. Делать это электросваркой далеко не всегда разрешено и возможно:

  • Металл при нагреве перекаливается и теряет несущую способность.
  • Не везде есть электроснабжение.

При строительстве своими руками вязка проще и дешевле, чем сварка.

Чтобы залить ленточный фундамент, можно завезти готовый бетон. Если арматуру вяжут вручную, мы сможем сделать все работы без всякого электричества. Это позволит вести стройку в отдаленных районах, где кроме передвижного генератора других источников тока нет. Сварочный аппарат требует большой мощности, что тоже возможно не всегда.

Необходимые инструменты

Для вязки применяют мягкую проволоку диаметром 1-1,5 мм, прошедшую термическую обработку. Сталь не отожженная будет ломкой и жесткой, и работать таким материалом нельзя.

Основных инструментов всего два:

  • крючок;
  • кусачки-бокорезы.

Если работы немного, проволочные скрутки делают вручную даже обычными пассатижами. Но если предстоит связать сотни стыков, правильно будет процесс механизировать.

Приемы вязки

Для этого используют:

  • Механический крючок. Его стержень имеет пологую резьбу, а в рукоятке прячутся соответствующие выступы. Если им тянуть проволоку, шток будет выдвигаться и одновременно вращаясь затягивать скрутку.
  • Шуруповерт — ускоряет и облегчает вязку, но в узких местах не удобен и тяжеловат.
  • Вязальный пистолет — наиболее эффективное устройство. С его помощью на одну скрутку уходит меньше секунды. Покупать его на собственную стройку нет смысла, но если получится взять в аренду, будет неплохо. Недостатки, как и у шуруповерта: не везде подлезешь.

Сейчас все чаще применяют специальные пластиковые клипсы и самозатягивающиеся хомуты. Однако данных о том, как влияет на качество бетона такая вязка, на сегодня недостаточно. Лучше не рисковать — использовать подобные крепления лишь для стекловолоконной арматуры, в неответственных местах, там, где это прямо требуется инструкцией или регламентом.

При работах нужно помнить:

  • При продольном соединении стержней они должны укладываться с нахлестом не менее 50 диаметров.
  • Выпуски закладных деталей так же должны быть погружены в бетон на длину 50 диаметров. Если этого не позволяют размеры конструкций, прутья изгибают.

Иногда проволока ломается на скрутке. Если два-три оборота остались на узле, ничего страшного.

Инструменты для вязки

Арматура воспринимает растягивающие усилия и каждый стержень работает по самостоятельной схеме. Привязка его к соседу все эти скрутки, крепления, хомуты, сварка и так далее нужны лишь для того, чтобы прут остался там, где предусмотрено проектом в процессе бетонирования того же фундамента. Исключение составляют лишь некоторые случаи продольного соединения в длину.

При всей сложности конструкций они бывают всего двух видов: пространственные и плоские. Первые обычно называют каркасами, а вторые — сетками.

Плоский каркас или сетка для плиты

Вязку арматуры начинают прямо в опалубке, начиная с нарезки и раскладки прутов. Стержни укладываем на подставки из бетона или изогнутых металлических пластин не менее 40 мм высотой, чтобы они полностью скрылись в теле конструкции. Это обеспечит совместную с монолитной плитой работу, а также защитит металл от коррозии. Без такого зазора невозможно будет завести вязальную петлю.

В процессе, возможно, потребуется возвращать на место случайно сдвинувшиеся прутья. Нанесем для удобства разметку маркером прямо на опалубке. Как вариант, делают шаблон из обрезка деревянной рейки, и по нему выставляют шаг армирования монолитной плиты.

Схема вязки

Поперечные прутья укладываем по следующей схеме: начинаем с двух крайних. После того, как они будут связаны со всеми стержнями нижнего ряда по обеим сторонам арматурной сетки, они уже никуда не сдвинутся. Можно спокойно вязать остальные узлы.

Вязка крючком

1. Нарезаем проволоку на куски длиной 30-40 см, в зависимости от толщины армирования.

2. Постарайтесь точно подобрать длину. Лишние концы в сумме дадут немалые отходы, слишком короткими кусками неудобно работать. Для начала можно использовать мягкий алюминий или медь. Несколько раз примерять, отрезая разную длину, затем разогнуть и по шаблону нарезать железную.

3. Сгибаем проволочные отрезки пополам. Место сгиба не сжимаем. Тут нужна петелька, куда можно свободно вставить жало крючка.

4. Еще раз изгибаем получившуюся сдвоенную проволоку, приблизительно под углом 45°. Такую скобу удобнее заводить снизу под арматуру в месте пересечения стержней.

5. Заводим изогнутую проволоку под армирование, петелькой вперед, цепляем крючком, загибаем за нее второй сдвоенный конец.

6. Делаем крючком 3-4 оборота, скручивая концы.

Чертеж армированной ленты

Устройство пространственного каркаса

Разница объемного каркаса ленточного фундамента в сравнении с плоской арматурной сеткой в наличии вертикальных элементов. Тут и возникают основные трудности. Стержней много, если их ставить — норовят свалиться.

Проблема решается с помощью специальных подставок «Т» или «Г» образной формы. Работать лучше вдвоем:

  • Раскладываем продольные прутья верхнего ряда, связываем их короткими поперечными отрезками, то есть делаем ту же сетку, что и в случае с монолитной плитой.
  • Привязываем вертикальные пруты за верхний конец.
  • К свободно свисающим концам крепим продольную арматуру нижней сетки. Ее можно собрать на земле и подвязать к стержням сразу всю.
  • Снимаем готовый каркас и устанавливаем его в опалубку краном или вручную.
  • Выполняем армирование углов ленточных фундаментов. Для этого укладываем внизу и вверху каждого угла прута перпендикулярно диагоналям. В плане они должны образовать с продольными изделиями треугольники.

Способ скрепления прутьев

Если вертикальная арматура представляет монтажные элементы, не несущие нагрузки, их проще сделать в виде хомутов прямоугольной формы из гладкой катанки диаметром 6 мм. В этом случае размещаем на подкладки продольные стержни, на них одеваем с нужным шагом хомуты. Затем в эти своеобразные петли укладываем нижние пруты. Такая конструкция будет висеть на опорах вполне самостоятельно. Останется лишь идти вдоль каркаса и выполнять скрутки на стыках.

И арматура, и вязальная проволока часто имеют заусенцы. Работая вручную, пораниться проще простого, поэтому наличие перчаток — обязательное условие. После того, как все готово, останется залить в опалубку бетонную смесь и дать ей схватиться.

Автор:
Валентин Токарев
Share