Технология расклинцовки щебенки

Автолюбители знают, как приятно ездить по прямой трассе, когда не мешают ни ямки, ни кочки. Прочность и стойкость к механическим нагрузкам обеспечивает дорожному полотну своеобразная подушка из щебенки. Чтобы правильно утрамбовать сыпучий материал, специалисты пользуются расклинцовкой.

Расклинивающий щебень

Оглавление:

  1. Сфера использования
  2. Этап подготовки
  3. Описание технологии
  4. Расход гравия

Область применения

Верхний слой покрытия (асфальт или бетон) не может обеспечить достаточную прочность дорожному полотну. Незыблемой опорой служит камень, который уплотняет грунт и исключает подвижность. Но обычная укладка в любом случае оставляет свободные зазоры между зернами. Создать целостную основу позволяет расклинцовка, которая предусматривает использование различных фракций гравия.

Применение технологии не ограничивается дорожными работами. Ей активно пользуются в других областях:

  • изготовление конструкций из железобетона;
  • заливка фундамента для многоэтажных зданий;
  • строительство взлетно-посадочных полос на аэродромах.

Расход расклинивающих фракций

Подготовка

Невозможно плотно засыпать щебеночные смеси одинаковой фракции, поэтому для расклинцовки подбирают зерна различного размера, а работу проводят в три этапа:

  • подготовительный;
  • непосредственная укладка;
  • проверка.

Начинают с подготовки участка: сначала убирают верхний слой грунта, утрамбовывают оставшуюся почву. В некоторых случаях может потребоваться рытье траншеи или котлована. Затем обустраивают слой гидроизоляции, чтобы защитить щебенку от разрушительного взаимодействия с влагой. Изоляцию, обычно используют геотекстиль, выкладывают на протяжении всей зоны дорожного покрытия. Сверху укладывают песчаную подушку, чтобы создать хороший дренаж основания. Толщина слоя закладывается согласно проектной документации (от 20 до 50 см).

Технология расклинцовки

Достичь наибольшей плотности гравийной основы помогают специальные дорожные катки, а также обработка зерен вяжущим органическим составом.

Расклинцовочный гравий

Распределение расклинивающего щебня проводят в 3 этапа:

  1. Крупные камни свыше 70 мм очень редко используются при дорожных работах. Обычно для первого слоя применяют щебень фр. 20-40 и 40-70. Его тщательно утрамбовывают, а сверху засыпают отходами кирпича или заливают бетоном.
  2. Средний пласт толщиной 20 см формируется из фракции 20-40. Сверху по гравию несколько раз проходятся строительным катком. Чтобы устранить нагревание при трении, камешки поливают водой.
  3. Заключительный слой укладывают с помощью 5-20 мм.

Определить визуально качество проведенных работ не под силу даже опытному специалисту. Поэтому расклинцовку проверяют с помощью специального прибора, принцип действия которого базируется на динамическом зондировании. Устройство наносит несколько ударов, чтобы зафиксировать уровень усадки. Только убедившись, что щебенка утрамбована добротно, можно продолжать процесс.

Щебень под асфальт

Нормы расхода

Технические требования к гравию, который используется в строительстве, регламентируются ГОСТом 8267-93. Расход расклинивающих фракций щебня на 1000 м2 изменяется в зависимости от размера зерен:

  • основание из камней 40-70 потребует щебенки 10-20 — 15 м3, 5-10 — 10 м3;
  • к базе из зерен 70-120 добавляют по 10 м3 гравия 20-40, 10-20 и 5-10.

В среднюю стоимость услуг закладываются цены на:

  • засыпку гравия;
  • выравнивание катками крупных фракций;
  • утрамбовку мелких зерен.

Это основные пункты, которые обязательно присутствуют в смете. Но существуют дополнительные расходы, которые существенно влияют на величину расценки: удаленность участка от магистрали, климатические условия, сложность грунта, общая протяженность дороги. Значительное влияние на окончательную стоимость оказывает количество щебня, необходимого для строительных работ.



Автор:
Валентин Токарев
Share

Подписка на новости
Подпишитесь, чтобы не пропустить новинки
Подписаться