Виды деформационных швов в ЖБИ

Любое строение опирается на землю, но если железобетонная конструкция выдержит давление сотен тонн, то грунт под фундаментом гораздо менее прочен. Под нагрузкой он немного проседает, осадка неравномерная под разными частями дома. Земную твердь сотрясают землетрясения, удары от строительных работ по забивке свай, форс-мажоров наподобие военных действий. В самих постройках также могут возникать напряжения, например, от перепада температур. Всех этих воздействий более чем достаточно для появления трещин. Чтобы избежать разрушения, производят разделение на независимые блоки.

Деформационные стыки

Оглавление:

  1. Разновидности и описание
  2. Узлы швов
  3. Стыки дорог и специальных сооружений

Причины деформаций и виды швов

Чем длиннее постройка, тем больше величина нагрузок, которые могут в ней возникнуть. Даже там, где грунты имеют однородный характер, могут скрываться небольшие включения как с плохими несущими свойствами, так и превосходящие прочностью прочий грунт, к примеру, скальные породы, старые фундаменты из ЖБИ.

В начале шестидесятых годов в одном из городков Донбасса было построено промышленное здание длиной порядка 60 м. По его «пятну», предварительно пробурили исследовательские скважины, взяли пробы грунта, занесли данные в таблицу и увидели, что основание сплошь составляют одинаковые плотные суглинки. На основании этого деформационный шов решили не делать. Как оказалось, это было ошибкой — здание дало трещину на расстоянии примерно трети от торца. Ее характер однозначно свидетельствовал о выпирании грунта в этом месте.

Исследования выявили под трещиной пласт скальной породы шириной всего 40 см, шел он практически отвесно. Скважина, пробуренная на расстоянии буквально метр в сторону, уже ничего не смогла бы обнаружить. Края здания под нагрузкой немного просели, а на скале оно переломилось.

Деформацию вызывает и неодинаковая по длине высота здания. Известно, что тела при нагревании расширяются, количественно величину этого определяют по специальным таблицам. Для ЖБИ она незначительна, но при большой длине конструкций может составить десятки сантиметров.

Разновидности швов

Помимо зданий это могут быть железобетонные мосты, взлетно-посадочные полосы аэродромов. Даже обычный прямой на большом расстоянии участок дорожного полотна при нагреве способен изменяться от расширения.

По видам швы делят на:

  • температурные;
  • осадочные;
  • сейсмические.

Особенности конструктивных решений

Любой деформационный шов разделяет здание на отдельные части. При этом осадочные режут постройку, начиная от грунтовой основы, проходя сквозь фундаменты. По сути, мы имеем уже не одно сооружение, а несколько независимых, расположенных впритык друг к другу.

Температурные швы, не идут ниже обреза фундамента. Они разделяют дом, начиная от цоколя. ЖБИ подземной части практически не подвержены расширению, поскольку значительно не нагреваются и не охлаждаются. Оформлять разделительные узлы ниже уровня почвы не имеет смысла и это влечет лишние траты.

Схема деформационного канала

Наличие сейсмических швов характерно не только для регионов с повышенной опасностью землетрясений. Они могут предусматриваться при возведении систем на территориях с наличием шахт или подземных выработок.

Оформление узлов швов зданий

Даже если здания делятся на отдельные блоки, они все же остаются одним сооружением. Имеют общие коллекторы канализации, водопровода, единую кровлю, систему электрических сетей и отопления.

  1. В местах пересечения швов инженерные коммуникации снабжают компенсаторами.
  2. Там, где деформационный шов рассекает стены, на всем расстоянии его закрывают специальными накладками из оцинкованной стали.
  3. Кровельному покрытию поверх конструкции шва необходимо обеспечить качественную герметизацию.

Протекание кровли тут может быть практически незаметно, а когда течь обнаружится, ремонт уже будет представлять серьезную инженерную задачу.

Чтобы избежать подобных ситуаций в месте пересечения кровли, стены выводят выше ее плоскости, оформляя парапетами из кирпича. Разделяющую их щель шва накрывают коньком из оцинкованной стали или плоскими ЖБИ.

Схема швов пола

Швы дорог и специальных сооружений

Куда сложнее оформление горизонтальной части швов, пересекающих мосты, дороги, пандусы, виадуки и подобные ЖБИ. Стык представляет собой не простую щель, а сложный деформационный разъединитель в железобетонной конструкции пролетов.

Расширительный шов на дороге

Материалом таких примыканий на мостах с автомобильным движением служат массивные стальные пластины. От них требуется обеспечить подвижность, но при этом:

  • не создавать значительных препятствий движению;
  • выдерживать нагрузку от многотонных длинномеров.

Чтобы этого добиться, используют различные решения. К примеру, в виде гребенок с каждой стороны шва. Они чуть сдвинуты, так что зубья одной заходят в пазы противоположной, обеспечивая непрерывное перекрытие.

Другой вариант — массивная стальная пластина, накрывающая щель шва и закрепленная на стороне пролета. При этом обеспечивается как несущая способность, так и подвижность. Со временем узел немного деформируется. В кабине автомобиля его пересечение ощущается как небольшой ухаб.

Автор:
Валентин Токарев
Share